Статья
Хозяйственник-энтузиаст
2014-10-140829Гость редакции(Интервью директора МУП “Борогонское” П.Н. Бурцева.
Продолжение. Начало в №118 от 11.10.14 г.)
– Петр Николаевич, у молодежи стремления идти в оленеводство нет, а сколько школьников-детей оленеводов, выезжают летом в стада вашего хозяйства?
– С первого по восьмой классы, около десяти учащихся. Кто постарше, те в стадо уже не выезжают, даже если летом никуда не выезжают, то остаются в селе. А дети едут летом к оленеводам-родителям, близким родственникам.
– На съезде сельхопроизводителей некоторые руководители оленеводческих предприятий говорили, что они поощряют молодых людей идти в оленеводство, выплачивая единовременные стимулирующие денежные суммы.
– Наше предприятие тоже выплачивает единовременные стимулирующие пособия. Например, в прошлом году Иван Дьячковский получил 24 тыс. рублей. Также выплачиваем стимулирующие суммы остальным оленеводам, тем кому побольше лет, в том числе бригадирам. В прошлом году 14 человек получили от 10 до 15 тысяч рублей. Чем оленевод моложе, тем больше стараемся выплатить стимулирующу сумму.
– А из выпускников школ в оленеводство никто, конечно, не идет.
– Нет.
– Для тех, кто живут в селе, дело, наверное, всегда найдется?
– Конечно. Если есть желание Я считаю, что те люди, которые живут в селе, обязательно должны заниматься личным подсобным хозяйством, даже если человек этот учитель или врач.
– Учителям, врачам или работникам ЖКХ и энергетики нужна будет тогда помощь по заготовке сена, если, например, они уедут в отпуск. А кто будет ухаживать за их коровой во время отпуска? Если только кооператив, членом которого надо быть. Может быть, нужна большая поддержка от государства?
– Сейчас выплачивают субсидию в размере 30 тыс. руб. в год на одну корову. Этого, конечно, недостаточно. Если бы в селе побольше людей занялись скотоводством, можно было бы нанимать кого-то из жителей села для заготовки сена. Можно было бы решить вопрос по присмотру за коровами и телятами хозяев, которые уехали в отпуск. Все вопросы решимы, было бы желание заняться личным подсобным хозяйством.
Я веду записи о жителях села, которые содержат крупный рогатый скот. Всего в Намы на июль месяц 67 голов скота. Например, в моем хозяйстве две коровы, две телки старше одного года, один бычок. Был приплод – две головы. Итого – семь голов.
В личном подсобном хозяйстве в селе, таких хозяйств у нас шесть, числится 11 коров, три телки старше одного года, один рабочий бычок, три бычка старше одного года, приплод у этих хозяйств в этом году – 9 голов.
В сельхозкооперативе “Кэскил” числятся пять хозяйств села. В кооперативе содержатся 15 коров, 8 телок старше одного года, семь бычков старше одного года, приплод этого года у них составляет 10 голов. Итого в кооперативе содержится 40 голов крупного рогатого скота. В личных хозяйствах и кооперати-ве на конец июля было 10 бычков старше одного года, осенью их забивают, кто-нибудь оставляет бычка в качестве производителя.
– По Вашим данным, приплод в хозяйствах села в этом году составляет 19 голов, а всего в Намы содержится 67 голов крупного рогатого скота. Увеличилось ли поголовье по сравнению с прошлым годом?
– Нет, наоборот – уменьшилось. Как и коневодством, содержанием крупного рогатого скота занимаются жители села в возрасте старше пятидесяти пяти лет. Мне, например, 60 лет, Валентине Ефремовне Стручковой – 68, Антонине Терентьевне Стручковой – 70, Марии Николаевне Гороховой – почти 70, Галине Петровне Татариновой – 63 года, Алекснадру Софроновичу Стручкову – 65 лет.
Как члены кооператива “Кэскил” крупный рогатый скот содержат Роман Борисович Бурцев – 55 лет; Е. Стручкова, ей 50 с лишним лет; Т.Н. Никитина – 63 года; Саргылана Бурцева, ей 45 лет; еще один член кооператива – Иванова, ей 50 лет. В кооперативе люди относительно моложе, чем в личных хозяйствах.
Но одиннадцать хозяйств (кооперативных и личных) на такое большое село – это очень мало. И нет ни одной молодой семьи, в которой муж и жена имели бы возраст до тридцати или сорока лет, и которая бы занималась личным подсобным хозяйством – скотоводством или коневодством.
– Хозяйства, имеющие коров, наверное делают из молока сметану и масло? Вроде бы велись переговоры с Минсельхозом республики о выделении денег, по одной из сельхозпрограмм, на строительство общественного коровника в Намы. Был разговор также о мини-предприятии по производству сертифицированных молока, сметаны, творога, масла, которые бы после решения транспортных проблем снабжал жителей Тикси молочными продуктами.
– Масло, сментану, сливки, творог люди делают для себя. Мини-завод пока рано заводить, нужно увеличивать количество голов крупного рогатого скота. Думаяю, что пока не нужно строить и большой общественный коровник, нужно обустраивать коровники для личных подсобных хозяйств. У кооператива “Кэскил” есть свой общественный коровник, для членов кооператива этого пока достаточно.
Николай СУРГАЕВ
(Продолжение следует)
Ещё по теме:
2017-04-04
Булунские семьи интересуются “скороспелкой”2017-02-16
Улууска икки эрэ сибиинньэ баар2016-10-11
Больше помощи от республики получат хозяйства, сумевшие нарастить поголовье оленей2016-10-01
Тревожная ситуация в оленеводстве была уже год назад2016-09-24
Реорганизация предприятия - это непредсказуемые опасности